Грамотное взыскание дебиторки
Большинство малых предприятий мечтают заполучить контракт с крупной фирмой. Потому что считают, что у крупных предприятий есть деньги и они всегда рассчитаются, ну... если не сразу, то.. попозже, ну в конце-то концов все равно рассчитаются! Этот долг, когда должны Вам в бухгалтерии называется дебиторской задолженностью, или в обиходе - дебиторка. Под эту дебиторку берутся кредиты, займы и прочее и часто бывает - это начало конца. Когда руководитель малого бизнеса понимает, что нужно что-то делать, он начинает искать способы вернуть положенные ему деньги. Так что нужно знать, и делать, чтобы взыскание дебиторки стало менее хлопотным и более быстрым?
Первое что нужно делать всегда!
Подписывайте с контрагентом акт выполненных работ, услуг. Приведу пример из нашей практики. Обратилась к нам организация, которая заключила с другой, более крупной - договор франшизы. Крупная обещала золотые горы! И персонал подберут и научат, и запустят и сами первые сделки проведут и окупиться все за смешно короткий срок! Маленькая организация начала проплачивать по договору, вроде начались какие-то движения, потом пробуксовки, потом директор маленькой компании чувствуя что-то не ладное начал задавать вопросы и лезть во все дырки. Молодец! Крупная компания прислала своего менеджера с целью подписать чек-листы, так по современному называют акты выполненных работ но по неустановленной форме. Директор маленькой компании отказался все подписывать, как это? Это не сделано, это не сделано. И обратился к нам. Наш первый совет был - не подписывать больше никаких документов а подготовить и направить претензию. Что и было сделано. Конечно было много звонков, разговоров, угроз. Но выждав месячный срок и даже получив ответ на нашу претензию мы подали исковое заявление в суд о взыскании неосновательного обогащения. И именно ключевым фактором, благодаря которому мы выиграли это дело как раз и было то, что акты выполненных работ не были подписаны!Второе правило работы с контрагентами, или как говорит Владимир Владимирович - партнерами.
Фиксируете все свои взаимоотношения с партнером! Как угодно! Лучше на бумаге, но можно в электронной переписке, но только чтобы было понятно из нее кто кому пишет и по какому поводу. Никаких устных договоренностей! сколько я слышал раз - мы договорились по телефону, мы разговаривали и они обещали... Нет! Нет! И еще раз нет! В переписке важна не форма, а содержание. Конечно, излагать правильно свои требования и условия нужно грамотно и так, чтобы читалось однозначно.Третье правило - грамотный договор
Казалось бы как так?!!! Договор на третьем месте. Дело в том, что как правило малые предприятия заключают те договоры, которые им навязывают крупные компании, и очень редко когда в них можно внести какие-либо правки. Это первая причина по которой я поставил грамотный договор на третье место. А вторая причина - как правило проблемы по возврату дебиторской задолженности возникают у малых предприятий не из-за договоров, а из-за их последующего исполнения и сопровождения.Ну а теперь к сути. Что значит грамотный договор? Грамотный договор может составить любой грамотный человек даже если он не юрист, а специалист своего дела и правильно излагает суть сделки. Чтобы после прочтения договора было ясно и однозначно читалось кто и кому должен сделать, (поставить), в какие сроки, как осуществляется оплата, в какие сроки, как исчисляются эти сроки, ну и ответственность за невыполнение обязательств.
Четвертое правило
Не затягивайте обращение к юристам. Чем раньше обратитесь, тем меньше ошибок совершите и тем легче и быстрее получите свои денежки назад. Еще один пример из практики. Обратилась к нам одна небольшая организация. Оказала услуги большой организации, деньги все не получила по договору и направила претензию. В договоре были шероховатости, но оним влияли только на расчет сроков и не сильно влияли размер пени. Претензия была составлена не плохо. Переписка была вся зафиксирована на бумаге с отметками о получении второй стороной. Но большая компания вела себя самоуверенно и нагло. И их юрист тоже наглел и пугал. Но как в поговорке у военных - фигня война, главное маневры! Перевожу на юридический. Главное это процесс, а не нормы права. сколько раз в этом убеждался. Можно быть семи пядей во лбу, но если профукаешь какой-то срок или какой-то нюанс в ходе судебного разбирательства, обратно уже не отмотаешь.
Итак вернемся к нашему делу. Исходя из обстоятельств подготовили заявление на судебный приказ. Подали. Приказ был издан, но вторая сторона его отменила. Подготовили исковое заявление, зачли госпошлину уплаченную по заявлению на судебный приказ. Назначено судебное заседание, но почему-то юрист второй стороны не является. Судья назначает второе судебное и просит разъяснить некоторые вопросы связанные с исчислением сроков.
Вторая сторона почему то решила, что если она погасит оставшийся основной долг, то нам откажут в удовлетворении исковых требований и с нас они потом взыщут расходы на юриста (они "типа" наняли адвоката). Но! И мы не лыком шиты. Уточнили исковые требования. Но расходы на юриста (т.е. расходы на нас) предъявлять сразу не стали, а дождались 100% удовлетворения исковых требований. Почему? А вот тут есть один нюанс, который нигде не прописан. И только после вступления в силу решения суда подали заявление на судебные расходы. Суд их удовлетворил в ожидаемом нами размере. Что и требовалось доказать.
По итогу наш клиент получил все! И основной долг и пени и возместил расходы на юристов.